Как определить плагиат в искустве

Мое чуткое сердце тронуло обращение одной глупышки, которая не может понять, где находиться грань между плагиатом и творческой переработкой. Я постараюсь дать очень простое и логичное определение этому феномену, так как все искусство основано на плагиате — все музыканты используют семь нот, а художники — семь цветов радуги. Разумеется, это шутка. Ну а теперь к делу:

Возьмем очень простой пример — дети лепят куличики из песка. Ваня насыпает в ведерко песок, переворачивает и стучит лопаткой. Потом снимает ведро и кулич готов. Маня не пользуется лопаткой, она аккуратно стучит ладошкой по ведерку, а Аня стучит лопаткой, но потом украшает свой куличик камешками. А затем приходит злой Олег и топчет все эти куличики.

С формальной точки зрения Ваня, Маня и Аня делали плагиат. Потому что куличики были одинаковой формы, так как ведерки у детей были одинакового размера и отличались только цветом. А вот Олег сделал настоящий шедевр — перформанс, как это модно сейчас говорить.

Однако если взять за принцип, что основой оценки плагиата является не конечный результат творческой деятельности, то тут уже будет совсем другая оценка — Ваня использовал один подход, Маня — другой, а Аня — третий. А вот Олег ничего принципиально нового не делал — он просто топтался на месте.

Оценка самого творческого процесса, а не результата его творения и будет критерием определения плагиата в искусстве.

Возьмем пример сложнее — искусство создания компьютерных игр. Изначально было сделано первых три шутера — Wolfinstain, Doom и Quake. Все они были одинаковы по своему жанру, однако отличались очень сильно по геймплею. А суть программирования такова, что разные подходы будут делать игры одинакового жанра по геймплею.

Аналогично следует поступать и в классическом искусстве — одно дело, если художник вдохновился сюжетом полотна и нарисовал похожее, но в несколько своем стиле — потому что он так видит, а совсем другое если он копировал оригинал «по клеточкам».

К сожалению, на данный момент не существует гарантированных способов определения мук творчества, по этому в ближайшее время все выдающиеся художники будут прикладывать к своему полотну видеозапись, на которой будет видно, как они рисуют, размышляют, страдают и вдохновляются в процессе создания шедевра.

Причем сам шедевр можно будет копировать, а вот процессом его создания, скорее всего будет наслаждаться сам покупатель. По той же самой причине, когда разные богачи приглашают известных певцов выступить в живую — в искусстве, как и в сексе, процесс всегда интереснее результата.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *