От экспедиций до перформанса: как бизнес-школы готовят лидеров

Современная реальность часто требует от бизнес-лидеров умения находить нестандартные решения, перестраиваться и гибко реагировать на возникающие ситуации. Какие инструменты бизнес-школы предлагают руководителям для сохранения внутренней устойчивости в меняющихся условиях? Как программы EMBA помогают слушателям трансформировать сценарии поведения в конфликтных и кризисных ситуациях? О креативных подходах к обучению – в материале Executive.ru.

Что мешает руководителю работать эффективно?

Неспособность выйти из ежедневной рутины – так считают респонденты исследования лидерства, проведенного London Business School (LBS) в 2017 году. В нем приняли участие 1248 топ-менеджеров из частных и государственных компаний. По мнению большинства опрошенных, руководители преимущественно фокусируются на ежедневных активностях, нежели уделяют внимание персональному развитию. И в этом заключается основной барьер для их личного роста. В пятерку факторов, мешающих раскрытию лидерского потенциала, респонденты также включили отсутствие стратегического мышления, неспособность адаптироваться к изменениям, нехватку эмоционального интеллекта, неумение создавать и вести за собой команду.

Как выйти из замкнутого круга и научиться действовать по-другому? Отвечая на этот вопрос, многие бизнес-школы на программах EMBA проводят модули в тренинговом формате. На примере реальных проектов и ситуаций слушатели могут увидеть свои привычные сценарии поведения и получить импульс к формированию новых навыков. «Слушатели и работодатели нуждаются в эмпирическом обучении, – отмечает Дэн Леклер, директор по стратегии и инновациям в AACSB International, организации, занимающейся аккредитацией бизнес-школ. – Компании ценят кандидатов, которые могут работать в разных отраслях, регионах и решать комплексные задачи. На прикладных проектах они часто получают этот опыт».

Для бизнес-школ внедрение креативных методик и инновационных форматов в преподавании становится одним из главных вызовов (Global Business School Leaders’ Survey, AMBA). Тема лидерства по-прежнему остается тем экспериментальным полем, где возможна интеграция подходов из совершенно разных сфер.

Преодолевая трудности

Пересечение дикой местности – одна из форм популярных командных тренингов на программах EMBA. University of Exeter Business School (Великобритания) организует экспедицию для слушателей в крупнейшее горное плато Норвегии – Хардангервидда. Участники экспедиции должны пройти маршрут продолжительностью 50 км по непроторенной местности при минусовых температурах. Далеко не все группы справляются с этим вызовом. Но, по мнению директора программы EMBA Стюарта Робинсона, этот опыт более эффективен для развития лидерства, чем классические лекции, хотя и не заменяет их окончательно: «Если вы изучаете экономику, тогда вам требуется посещать занятия и читать литературу, поскольку эти знания преимущественно теоретические. Но развивать лидерские качества, эмоциональный интеллект и умение принимать решения возможно лишь проживая реальные жизненные ситуации».

По словам одного из слушателей программы EMBA – 52-летнего австралийца, курирующего сбыт в международной компании, – участие в экспедиции усилило его как коммуникатора: «Каждый день у группы был новый лидер. Мне необходимо было обсуждать маршрут, который я наметил, и получить одобрение от каждого. Я научился лучше артикулировать свои идеи, мотивировать других людей, строить общение на доверии».

Под давлением обстоятельств

За последние десять лет швейцарская бизнес-школа IMD усилила эмпирическую составляющую в своей программе EMBA – с 32% до 47%. С 2015 года IMD проводит антикризисный тренинг для руководителей. Он является обязательным модулем в рамках обучения на программе EMBA для слушателей, которые не имеют проблем со здоровьем. Их погружают в экстремальные условия, в которых они демонстрируют навыки антикризисного поведения. Так, первые тренинги проходили в военном бункере в Альпах с участием вооруженных сил. А в этом году участники управляли вымышленным аэропортом, где надо было принимать решения в условиях нехватки сна и информации.

Декан IMD EMBA Стефан Мишель отмечает, что симуляция готовит участников к лидерству в условиях неопределенности: «Проходя опыт кризисных ситуаций, слушатели смогут лучше справляться с реальными трудностями, такими, например, как природные катаклизмы. То, как они отреагируют, может определить судьбу компании и их карьеры». По словам одной из выпускниц программы EMBA, вице-президента по маркетингу и услугам швейцарской энергетической компании, после тренинга она стала чувствовать себя более подготовленной для принятия решений под давлением и поняла, насколько важно делегировать обязанности и устанавливать иерархию в кризисе.

Сингапурская бизнес-школа NUS (National University of Singapore) также предлагает формат обучения через экстрим. Первый раз слушателям EMBA предложили принять участие в ежегодной пешей гонке Gobi Desert Challenge в 2007 году. Но тогда на этот вызов откликнулось только несколько человек. Сегодня около 70% слушателей EMBA в NUS участвуют в экстремальных гонках – выпускники и администраторы программы помогают им основательно подготовиться, рассказывая об основных этапах и опыте предыдущих лет, знакомят их с профессиональными коучами.

Фокус на практике

С 2017 года американская бизнес-школа MIT Sloan School of Management предлагает формат «Labs» – прикладные проекты, в рамках которых слушатели EMBA решают комплексную проблему в организации или разрабатывают собственный стартап. Так, участники одной из проектных лабораторий посетили Пуэрто-Рико, где ураган «Мария» уничтожил магистральную сеть высокого напряжения, вызвав перебои с энергоснабжением. Чтобы решить проблему, они консультировались с комиссией по энергетике Пуэрто-Рико, обсуждали вопросы внедрения микростанций – энергетических источников, которые могут функционировать независимо от главной электросети. Один из участников проекта – 41-летний основатель американской инвестиционной компании – отметил, что благодаря этому опыту он научился быстрее идентифицировать проблемы в собственной организации, напрямую общаясь с акционерами.

Развивать EQ играючи

Далеко не все бизнес-школы прибегают к экстремальным формам обучения. Для развития лидерства некоторые обращаются к искусству перформанса и игровым практикам. Например, слушатели британской Warwick Business School исполняют сцены из пьес Шекспира, а также описывают и проигрывают проблемные ситуации, возникающие на работе. Профессор креативного образования Джонатан Ниландс говорит, что этот курс улучшает навыки ораторского мастерства и придает уверенности в себе. Так, участница программы EMBA в литературной форме описала свой конфликт с коллегой. По ее словам, этот опыт научил ее лучше понимать других людей и выражать собственные чувства. В результате это помогло ей наладить взаимоотношения с сотрудниками и повысить уровень вовлеченности коллег в рабочий процесс. В свою очередь, эта проблема возглавляет пятерку вызовов, с которыми сталкиваются современные руководители, по мнению респондентов исследования LBS.

В период обучения на многих программах EMBA у слушателей есть возможность проработать собственные запросы, касающиеся личных или профессиональных целей, с executive-коучами. Одним из инструментов коучинговой работы также является игра, когда слушателям предлагается посмотреть на сценарий рабочей ситуации из разных ролей и проиграть его. Этот подход в частности практикуется на сессиях трансформационного коучинга в бизнес-школе University of Virginia Darden (США). Согласно данным EMBA Council, с 2013 по 2017 годы количество программ EMBA, предлагающих руководителям возможности коучинговой работы, увеличилось с 68% до 82%. В большинстве бизнес-школ – работа с executive-коучами не является обязательной опцией, а осуществляется исходя из потребностей слушателей.

При подготовке обзора использованы публикации ft.com, mbaworld.com, london.edu