Почему россияне теряют потребительский оптимизм

В Москве состоялась конференция «Российский бизнес-2019: возможности и риски», организованная Сообществом менеджеров Executve.ru и Московской международной школой бизнеса МИРБИС.

На конференции выступили с докладами:

  • руководитель отдела прикладных социологических исследований «Левада-Центра» Денис Волков;
  • профессор бизнес-школы МИРБИС Александр Сергеев;
  • генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова;
  • преподаватель МИРБИС Андрей Кулинич.

Руководитель отдела прикладных социологических исследований «Левада-Центра» Денис Волков в выступлении обратил внимание на то, что в 2018 году начал снижаться потребительский оптимизм россиян, возросли опасения потерять работу. Также россиян тревожит рост цен. Другие раздражители общественного мнения: коррупция (эта тема особенно волнует москвичей), недоступность медицины,

Повестку дня задает власть: если она говорит о переменах, граждане тоже начинают ждать перемен. Главное, чего хотят респонденты – повышение уровня жизни. Массовые представления россиян об экономике просты, конкретны, и касаются скорее плодов, чем инструментов экономической политики. Россияне считают государственные предприятия менее эффективными, чем частные, но надежды на положительные перемены возлагают прежде всего на государство.

Катализатором озабоченности стало повышение пенсионного возраста, о котором было объявлено летом 2018 года. Для граждан это решение стало неожиданностью. Респонденты считают, что за проблемы в экономике предложено заплатить обычным людям, а не, например, олигархам. Изменение пенсионного возраста обострило другие экономические страхи россиян.

Графики, на которые ссылается Денис Волков, вы можете посмотреть в презентации. Для этого нужно скачать файл pptx.